В российское избирательное законодательство были внесены изменения, касающиеся порядка организации и проведения выборов. Соответствующий Федеральный закон был подписан Президентом страны В.В. Путиным 14 марта текущего года и вступил в силу с этого же дня.

Более подробно о новшествах рассказывает председатель территориальной избирательной комиссии Добринского района О.В. Шестаков:

- Олег Владимирович, расскажите, как была упорядочена процедура дистанционного электронного голосования на территории России?

- До сих пор в федеральном законодательстве существовала лишь общая норма, закрепляющая возможность волеизъявления через сеть Интернет, а сама процедура каждый год утверждалась на уровне ЦИК России. Теперь же наработанная за 3 года практика принимает очертания постоянных законодательных норм. Среди них – проведение электронного голосования с использованием системы ГАС «Выборы». Исключена возможность изменить свое решение и проголосовать повторно. Избиратель, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бюллетень на избирательном участке. Хочу подчеркнуть, что ДЭГ не заменяет традиционную форму голосования. при желании избиратель может по-прежнему голосовать на избирательном участке. Таким образом, у человека появился выбор: голосовать традиционно или электронно. В этом году на территории Добринского района состоятся выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения Новочеркутинский сельсовет. В ходе их проведения избиратели будут голосовать по традиционной схеме. Дистанционного электронного голосования на этих выборах применяться пока не будет.   

- Как теперь изменился институт членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса?

- Членов комиссий с правом совещательного голоса упразднили в территориальных и участковых избиркомах. По закону, члены комиссий с правом совещательного голоса должны быть полноценными организаторами выборов (хотя и представляющими интересы кандидатов и партий), которые вправе осуществлять свою деятельность на всех этапах работы соответствующей избирательной комиссии. Это должны быть ответственные люди, достаточно хорошо знающие законодательство о выборах, разбирающиеся в тонкостях избирательного процесса, периодически проходящие соответствующее обучение. Анализ же деятельности участников избирательного процесса по вопросу назначения членов комиссий с правом совещательного голоса, а также практики представления ими интересов кандидатов и партий в избирательных комиссиях показал, что изначально заложенный законодательством смысл в деятельность ЧСГ был полностью утрачен. Так, на уровне участковых избирательных комиссий большинство членов комиссий с правом совещательного голоса назначались в день голосования. По утверждениям экспертов выборов, делалось это умышленно, чтобы якобы «внезапно» организовывать мощное наблюдение за счет появления на участках наблюдателей под видом членов комиссий с правом совещательного голоса. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве ЧСГ не выполняют функции организаторов выборов, а практически полностью дублируют функции наблюдателей. Все это привело к утрате своего основного значения членов комиссий с правом совещательного голоса в избирательном процессе. Напротив, в последнее время существенные изменения претерпел институт наблюдателей. Наблюдатели – это квалифицированные, подготовленные люди, настроенные на конструктивную работу.

- Иногда в выборах участвуют кандидаты-двойники, у которых полностью совпадает фамилия, имя отчество, что запутывает избирателей. Предусмотрены ли изменения в этой части? 

- Да. Изменения есть. Теперь если кандидат в течение года до начала избирательной кампании или во время ее проведения сменил фамилию, или имя, или отчество в избирательном бюллетене дополнительно (помимо его ФИО в настоящее время) указывается его прежние фамилия или имя, или отчество.

- Какие требования теперь предъявляются к иноагентам и аффилированным с ними гражданам к участию в выборах?

- Эти требования теперь четко конкретизированы. Если в агитматериалах есть высказывания данных лиц, они должны сопровождаться плашкой, информирующей об иноагентном статусе. Плашка должна занимать не менее 15 % от площади агитационного материала. Маркировка должна присутствовать и на подписных листах. Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком.

- Как изменились ограничения в избирательном праве для лиц с судимостью, в том числе за экстремистские преступления?  

- Лица с погашенной или снятой судимостью за экстремистские преступления теперь не смогут избираться еще в течение пяти лет после ее погашения. Также в течение пяти лет после ее снятия не смогут быть избранными и люди, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

- Как был реформирован институт избирательных комиссий муниципальных образований?

- Этот институт теперь полностью упразднен. В Липецкой области муниципальные избирательные комиссии не формируются с 2017 года. Избирательная комиссия Липецкой области приняла решение о возложении полномочий 18 избирательных комиссий муниципальных образований Добринского района (как и в остальных районах области) на территориальную избирательную комиссию. В связи с отменой прямых выборов глав поселений муниципальные избиркомы в течение своего пятилетнего срока полномочий провели бы всего одну избирательную кампанию – выборы депутатов сельсоветов. К тому же возложение полномочий МИК на ТИК позволяет сэкономить бюджетные средства.

- Как нововведения коснулись формирования избирательных участков, их перечня и границ?

- По сути, Федеральным законом было разрешено укрупнение избирательных участков и участков референдума. Было отменено 5-летнее ограничение на принятие решения об уточнении перечня и границ участков. Изменился и перечень оснований для уточнения границ избирательных участков. Ранее избирательный участок упразднялся, если на нем было зарегистрировано менее 50 избирателей. Теперь по закону будут упразднены избирательные участки, где в списках избирателей зарегистрировано менее 100 человек. Также по старому закону максимальное количество избирателей на избирательном участке не должно было превышать 3000. Сейчас допускается превышение этой планки.